Форум » Источниковедение и литература » Учебники по истории » Ответить

Учебники по истории

white_freeman: Тема не нова, просто хочется узнать мнение форумчан по этому поводу. Проходя ныне практику в школе , и общаясь с другими коллегами, очень резко бросается в глаза то, что в каждых школах учебники по истории предоставляются разными издательствами. В этих учебниках по-разному даются события(как в переодике, так и трактовке порой), в зависимости от внимания тем вопросам, которым уделяют автора (упор на материально-духовную сторону, политические моменты и пр.). Понятно, что учебники - это бизнес. В то же время понятно, что те учебники, которые входят в стандартный ФКУ - давно уже следует обновить. Но тут вопрос - стоит ли "узаконить" один общий учебник по истории, или возможность выбора для школы - это правильно. И каким должен быть этот учебник в идеале? Конечно, преподаватель должен формировать ЗУН (Знания, Умения, Навыки) ученика, но зачастую именно учебник формирует взгляды. И при таком разном подходе школ, возможно, существует опасность получить человека (в массовом смысле) у которого не будет целостного понимания. Впрочем это может и повлиять на развитие в обществе разностороннего понимания (касается противоречивых вопросов). Так что у нас учебниками? Как говорил Чернышевский:"Что делать?"

Ответов - 32, стр: 1 2 All

Sonnenmensch: Ой, какая интересная тема Жаль, что я сразу не среагировал на неё - дела не отпускали... Но теперь они в общем и целом-то выполнены, я вернулся и всё будет хорошо white_freeman пишет: вопрос - стоит ли "узаконить" один общий учебник по истории, или возможность выбора для школы - это правильно. Лично мне разумным однозначно считается вариант №2. "Пусть расцветают 100 цветов..." white_freeman пишет: И каким должен быть этот учебник в идеале? Он не должен быть чем-то большим, нежели прикладное подсобное собрание нескольких фактов и обобщённого их структурирования. Меня, наряду со ссылками на Википедию, всегда радуют граждане, ссылающиеся в спорах на... учебники Тем самым они стремятся показать, что их оппонент даже учебников в глаза не видел, однако чаще всего обнаруживают лишь то, что сами за свою жизнь прочли всего 3 книги - букварь, вторую и синюю... Кроме того, учебник, как ни крути, это отчасти и инструмент воспитания, содержащий некие моральные/политические/мировоззренческие постулаты - вот, например, передо мной лежит учебник по истории России, изданный НТСовцами из "Посева" (по нему учатся ребята из СТБИ), а вот - учебник по той же истории Отечества, с которым работают в кадетских корпусах. В первом - подача материала в либеральном ключе, во втором - в этаком державно-православном. И это, имхо, скорее нормально. Странно было бы будущему богослову учиться по учебнику Филиппова с его "талантливым менеджером" Берией, например...

Sonnenmensch: Кстати - имхо, в марте нас с актовой лекцией вновь навестит уважаемый А.А. Данилов - вот уж с кем было бы дивно обсудить сию проблематику... Точнее насчёт даты сообщу позже, по уточнению в деканате.

white_freeman: Кроме того, учебник, как ни крути, это отчасти и инструмент воспитания, содержащий некие моральные/политические/мировоззренческие постулаты Ну если кадетам и богословам - понятное дело уклон в одну или иную сторону. А с общеобразовательными учреждениями ф-ня может получиться - в одной школе по учебнику Берия - "талантливый менеджер", а через пару домов в другой школе совершенно другого мнения. Понятно, что из-за этого драк между школами не будет . Я как-то не уверен, что авторами учебников дана возможность ученикам самим оценить ту или иную личность (преподаватель не в счёт).


Sonnenmensch: white_freeman пишет: Я как-то не уверен, что авторами учебников дана возможность ученикам самим оценить ту или иную личность Почему? Если ребёнок выйдет в своем познании за рамки учебника - этой возможности у него будет хоть отбавляй... Другое дело, конечно, если рамки учебника являются для ученика этакими Рубиконами, за которые он считает за благо не шастать - но таким история, как правило, не интересна, и изменить вряд ли возможно...

white_freeman: Это будет прекрасно, если он начнёт выходить за рамки учебника - лучше и не придумаешь. Да только выходят за рамки единицы - большинство же (массовый ученик) будет крутиться как раз в рамках учебника, в котором однобокая авторская позиция повлияет на "растущий" организм + ко всему, кажется, что в разных школах своя "однобокая позиция".

кое-кто: в современное образование все активнее вмешивается государство, смотрите наш очередной президент опять цитировал исторический учебник (или что-то из методической лит-ры). Ругался! При всем уважение к его позиции не дело главы государства этим заниматься, да еще и рекомендации давать. Что касается темы - я за вариативность, а еще лучше за документы!!!! Кому история не нужна, того ни один учебник не зацепит, а кому нужна - дайте умный учебник с разными точками зрения. А то нам на МПИ рассказывали, что у Островского и Уткина объясняют в учебнике зачем матросы брали почту и телеграф и что это такое вообще. Прикольно, класс- то 11. Как там вам на практике живется? Боретесь?

кое-кто: Кстати, нам показывали французкие учебники по истории и исторической географии: мне понравились. Красочные, хорошая бумага, отличный шрифт, правда текста ну уж очень мало, но ведь и классы 2,3,4,5.

white_freeman: С кем там бороться? Токо если с самим собой. Про президента - ну он хоть обратил на это внимание. То что в образование вмешивается государство - это логично, это даже и нормально. Самого его (Д.А.М.) краем, но всё-таки касается - позиция школьника по определённому ист. событию (субъективная) может сильно повлиять на будущее его взгляды. Для объективности - документы, вариативность - это прекрасно, но тыкните мне пальцем в этот учебник - я его не вижу (кстати, если туда ещё впихнуть все точки зрения - кирпич в портфеле обеспечен).

Sonnenmensch: кое-кто пишет: А то нам на МПИ рассказывали, что у Островского и Уткина объясняют в учебнике зачем матросы брали почту и телеграф и что это такое вообще. Прикольно, класс- то 11. Не надо переоценивать интеллектуальные возможности нынешних старшеклассников. У меня на уроках 8-классники впервые узнали о вреде курения До того, зачем при организации вооруженного восстания следует захватывать почту, могут и не допереть... white_freeman пишет: если туда ещё впихнуть все точки зрения - кирпич в портфеле обеспечен). Точно! Легендарный "Кривогуз" по новой истории - няшный учебник, а?.. кое-кто пишет: Как там вам на практике живется? "Есть ли жизнь на Луне?" - "Да разве ж это жизнь?!.." Шутка. Там хорошо...)) Вам ещё предстоит узнать это самим. Сперва - в лагере... О-о-о, это дивное слово - "лагер"...

кое-кто: не так страшен лагерь, как его малюют (переделанная пословица ) Сегодня делали практику по учебнику Юдовской, господи, да они сами читали, что написали! После таких текстов на 12 страниц с заунывными мотивами историю будешь ненавидеть! Мне вообще кажется, что в современном ФК нет вменяемых учебников, может только Годер. В отечественной истории хоть какие-то попытки сделать нормальный текст, а во всеобщей полная тишь и гладь! В старших классах нет вообще иллюстраций, в средних веках пляска в хронологии разделов! А еще порадовали учебники Белоруссии и них та же бадяга, что и у нас. Т.М. сказала, что 16 апреля приедет Данилов и ему можно набросать вопросы, может скооперируемся: ваш опыт и наш задор?

Sonnenmensch: кое-кто пишет: может только Годер. Это там, где в Египте была продразверстка (не сдавших ячмень пороли батогами)? Бггггг... кое-кто пишет: Т.М. сказала, что 16 апреля приедет Данилов и ему можно набросать вопросы, может скооперируемся: ваш опыт и наш задор? Ну, я-то по-любому одним вопросом не ограничусь

white_freeman: Точно! Легендарный "Кривогуз" по новой истории - няшный учебник, а?.. Читать-неперечитать Как вспомню последнюю ночь перед экзаменом М. А. с этим учебником - воспоминания, воспоминания... Сегодня делали практику по учебнику Юдовской Юдовскую ужо забывают: я щас в 4ом лицее - там изд. "Русское слово", авт. Дмитриева. В 14 школе по этому же курсу изд. "Дрофа", автора не помню.

кое-кто: Ну и как эти учебники? Кстати они в ФК? К ним есть рабочие тетради или методички?

white_freeman: Все рекомендованы; методички имеются (но в Коломне их не видел - токо в инете). Про тетради даже не знаю. Учебники нормальные, только материал в разной последовательности. На примере Новой истории 7 класса: если в "Дрофе" практически с АБР начинается, то в"Русском слове" то самое АБР в середине учебника, а сначала Великие географические, жизнь, возрождение (+ культура), реформация и т.д.

кое-кто: А насколько получается совмещать отечественную и всеобщую историю, или действительно никаких параллелей? Зачем тогда придумывали синхронность? А как вообще отношение современных школьников к истории? Она им нужна или лишь 5 колесо в телеге ?

Олег Колганов: Я вот вспоминаю свою практику (вторую, в старших классах). Мне достался 11-й, почти полностью "девичий" класс (одын мальчик). Изучали, без сомненья, один из самых острых и драматичных периодов отечественной истории - первую половину ХХ века. Ощущение, что ты рассказываешь вести с Плутона, не покидало. Куратор объясняла: "да, выпускной класс, они только о поступлении и думают", но оптимизма это не прибавляло.

кое-кто: Да уж, звучит невесело! Может в нашей современной школе что-то не так? Нет хороших учебников, нет интересных методик? Ну я не знаю, должна же быть причина такого наплевательского отношения к своему прошлому?

Олег Колганов: Я искал причину в себе. Наверное, нужно интересней рассказывать, ярче описывать, острее ставить вопросы. К концу практики, прогресс в восприятии был, но, конечно, весьма скромный. Просто если найти универсальную отговорку (учебники, методики), это чревато самоуспокоением и халтурой. Лучше пытаться совершенствовать себя, свою работу, свой подход, и себя винить - это как-то стимулирует.

ALTAIR: Олег Колганов и половина из них пошла к нам (слава богу не на ист фак)

ALTAIR: кое-кто пишет: А как вообще отношение современных школьников к истории? Она им нужна или лишь 5 колесо в телеге ? По этой теме есть статья студента 4го курса Алексея Гусева, рекомендую



полная версия страницы